Перевозки минеральных строительных материалов по ЖД в I квартале 2024 г.

Исследование данных статистики железнодорожных перевозок по России за январь-март 2024 года показало, что товары группы минеральных строительных материалов (коды ЕТСНГ, начинающиеся на 23) были перевезены в объёме 26,3 миллионов тонн. Относительно I квартала 2023 отмечено снижение тоннажа на 16,9%. Тарифный грузооборот при этом снизился на 21,3% до 22,5 млрд. тонно-км.

В товарной структуре минеральных стройматериалов по примерно половину объёма занял «щебень остальной» - 13,1 млн. тонн. Щебень, используемый при укладке ЖД путей и гранитный щебень вошли в тройку ведущих товаров с объемами соответственно 5,4 и 3,3 миллиона тонн. Перевозки по железной дороге каждого из остальных видов строительных материалов (песка, глины, извести и др.) остались в пределах 600 тысяч тонн. При необходимости Вы можете заказать аналитические исследования, основанные на статистике ЖД перевозок любого конкретного вида строительного материала.

Какие виды стройматериалов перевозятся железной дорогой

Таблица 1. Виды перевозимых по ЖД минеральных стройматериалов
ЕТСНГ Вид груза по ЕТСНГ Тысяч тонн Прирост тоннажа, % Млн. тонно-км Прирост ткм, %
23243 Щебень остальной 13 125,87 -22,15 11 588,45 -24,32
23603 Щебень для балластировки железнодорожного пути 5 365,58 4,69 2 461,41 -38,46
23239 Щебень гранитный 3 306,98 -14,55 2 975,48 -5,97
23107 Песок строительный 523,20 -37,16 339,81 -26,55
23221 Мрамор молотый 452,91 4,03 901,37 4,97
23245 Щебень гранитный фракции 5х20 346,20 -56,71 138,31 -64,51
23101 Глина остальная 319,36 -26,32 409,07 -31,83
23311 Известь негашеная 274,18 10,51 429,27 25,37
23240 Щебень из гравия 254,96 -41,94 181,77 -41,78
23225 Отсев гранитный или каменный 254,08 -26,90 252,04 -14,35
23302 Ангидрит (шпат полевой и шпат легкий) в кусках и молотый 237,81 -10,05 392,34 -6,58
23508 Шлаки, кроме гранулированных металлургических для переплавки остальные 207,22 5,22 297,63 5,39
23215 Камень бутовый (бут) 194,11 -6,92 216,92 20,98
23507 Шлаки доменные 178,86 -35,69 109,95 -33,55
23306 Известняк молотый остальной 145,07 2,41 132,48 -1,16
23408 Заполнители пористые остальные 140,45 -23,37 335,80 -20,06
23112 Смесь песчано-гравийная 136,98 31,93 73,05 -11,30
23319 Порошок минеральный 124,82 20,86 203,26 14,45
23316 Мел технологический 121,80 3,03 81,08 5,16
23315 Мел в кусках, молотый и толченый 73,84 -1,84 121,28 -2,61

Крупнейшие ЖД станции отгрузки минеральных стройматериалов локализованы на Урале (Свердловская и Челябинская области), на севере России (Ленинградская область, Карелия), хотя безусловным лидером выступила станция Павловск, расположенная в Воронежской области.

Ведущие ЖД станции отправки щебня и других стройматериалов

Таблица 2. Крупнейшие ЖД станции отправки минеральных строительных материалов
Код Станция отправления Тысяч тонн Прирост тоннажа, % Млн. тонно-км Прирост ткм, %
58320 Павловск-вор (Воронежская область) 1 388,16 1,27 976,49 8,89
79380 Асбест (Свердловская область) 944,33 -22,68 768,04 -31,55
78190 Билимбай (Свердловская область) 732,63 -0,20 539,43 -20,09
02170 Каменногорск (Ленинградская область) 663,28 0,70 653,84 14,83
58900 Божковская (Ростовская область) 638,32 -35,63 678,34 -22,34
81400 Круторожино (Оренбургская область) 556,87 -14,09 507,50 -17,01
78010 Северка (Свердловская область) 554,71 -27,09 357,19 -38,76
77320 Благодать (Свердловская область) 554,44 -23,97 444,41 -12,85
02310 Кузнечное (Ленинградская область) 542,53 -22,24 570,52 -19,05
02540 Падозеро (Карелия) 503,59 -18,33 611,74 -9,38
77580 Покровск-урл (Свердловская область) 463,73 -13,95 454,62 -33,09
53570 Лабинская (Краснодарский край) 401,74 -28,12 175,11 -32,44
20120 Злынка-эксп (Брянская область) 398,86 -32,93 122,34 -40,11
04960 Пяжиев.сельг (Карелия) 388,02 -2,34 292,00 -3,85
78560 Стриганово (Свердловская область) 379,88 830,75 300,10 665,88
80040 Дубровка-чел (Челябинская область) 360,82 -25,38 287,74 -39,01
29440 Пукса (Архангельская область) 344,15 13,88 264,25 20,64
76650 Теплая гора (Пермская область) 315,48 -5,08 242,27 -2,90
80540 Шартымка (Башкортостан) 312,48 -2,59 250,63 5,11
80030 Асфальтная (Челябинская область) 310,08 -22,12 122,84 -72,52

Среди регионов, получивших минерального стройматериала более чем на 1 миллион тонн, оказались Татарстан, МО, Пермский и Краснодарский края, а также Ханты-Мансийский АО в составе Тюменской области.

Основные регионы-получатели минеральных строительных материалов железной дорогой

Таблица 3. Ведущие регионы - получатели минеральных стройматериалов
Регион назначения Тысяч тонн Прирост тоннажа, % Млн. тонно-км Прирост ткм, %
Татарстан 1 979,28 -32,81 1 821,35 -32,13
Московская область 1 861,88 -9,51 2 463,42 -1,93
Пермский край 1 253,43 169,99 580,79 187,99
ХМАО 1 113,35 -5,50 1 207,86 -6,92
Краснодарский край 1 096,68 -17,73 437,32 -11,04
Тюменская область 861,13 0,69 506,50 11,90
Самарская область 742,13 14,21 595,39 14,38
Омская область 729,42 -22,03 685,32 -18,04
Башкортостан 723,49 -32,86 392,70 -33,40
Город Москва 707,64 -38,85 917,24 -31,60
Хабаровский край 618,97 43,71 572,55 -28,44
Ямало-Ненецкий автономный округ 564,21 -13,39 995,30 -9,18
Нижегородская область 558,65 -52,36 782,62 -48,24
Саратовская область 557,32 -18,87 567,25 -18,39
Новосибирская область 510,97 -20,47 386,71 -12,53
Город Санкт-Петербург 502,58 1,16 259,29 11,59
Архангельская область 467,29 -24,12 267,29 -47,96
Курганская область 451,37 15,16 136,36 4,10
Удмуртская Республика 449,68 30,94 276,70 29,22
Пензенская область 433,80 -20,85 410,16 -25,98